Урок 7. Культура Древней Руси

1. Особенности культуры Древней Руси.

Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, торгова­ли, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготав­ливали прекрасные ювелирные изделия, слагали по­эмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружаю­щем мире, т. е. они создавали культурные ценности. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, тради­ции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т. д. Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших на Руси и соседних народов — угро-финнов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян. Большое влия­ние на русскую культуру оказывала Византия, осо­бенно после принятия христианства. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, на­писания икон, привозились богословские книги. Благодаря тесным связям с Византией Русь позна­комилась с многовековой христианской культурой. Но древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Создавая свои тво­рения, они стремились отразить в них думы и чая­ния русского народа.

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

 

2. Устное народное творчество.

С незапамятных времён развивалось на Руси устное народное твор­чество — песни, сказки, былины. Былины — это поэ­тические сказания о прошлом, в которых прославля­лись подвиги русских богатырей.

Любимыми былинными героями стали крестьян­ский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муро­мец, рассудительный и справедливый Добрыня Ни­китич, весёлый и сметливый Алёша Попович.

В отличие от западноевропейских рыцарских хроник, главной идеей которых была идея завоева­ния, крещения иноверцев, русские былины проник­нуты идеей освобождения своей земли, её защиты от врагов.

Вы постойте-тко за веру, за отечество,

Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град.

Народ воспевал не только ратные подвиги бога­тырей, но и нелёгкий труд пахаря-земледельца, ко­торый воплотился в образе Микулы Селяниновича.

 

3. Письменность и грамотность.

Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия ими христианства. Славянскую азбуку создали ви­зантийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине IX века и в X ве­ке проникла на Русь.

Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности, грамотности. На Русь со времён Вла­димира стали приезжать церковные грамотеи, пере­водчики из Византии и Болгарии. При церквях и мо­настырях были открыты школы. Обучение велось на родном языке; учили чтению, письму, основам хрис­тианского вероучения и счёту. Появились, особенно в правление Ярослава Мудрого и его сыновей, мно­гочисленные переводы греческих и болгарских книг. В основном переводились византийские церковные книги, жизнеописания христианских святых, истори­ческие сочинения. В XI веке многие грамотные рус­ские люди с удовольствием читали популярное в те времена сочинение «Александрия», в котором были собраны легенды и предания о подвигах Александра Македонского.

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них бы­ла тщательно выписана по строгим правилам — ус­таву. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, — миниатю­рами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.

На Руси было много грамотных людей, особен­но среди городского населения. С XI века, после ос­нования женского монастыря в Киеве и школы при нём, гра­моте стали учить и девочек. Лю­ди обменивались деловой ин­формацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользо­вались берёзовой корой — бе­рестой.

4. Литература.

В XI веке на Руси появились письменные познавательные произведения, т. е. зарождается древнерусская литература. Первыми литера­турными произведениями бы­ли летописи.

Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть времен­ных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Используя летописи, написан­ные его предшественниками, различные документы, в том числе, например, договоры Ру­си с Византией, Нестор вос­создал широкую картину исто­рических событий. В первых строках своей летописи он по­ставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?»

Отвечая на этот вопрос, летописец повествует о становлении Древнерусского государства с цент­ром в Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими государствами и народами.

Нестор был одним из первых создателей житий — литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, со­вершённых святыми при жизни и после смерти. Нес­тор написал одно из первых житий Бориса и Глеба.

Ещё до Нестора жил другой крупный литератор Древней Руси — Иларион, первый киевский митро­полит — уроженец Руси, а не византиец. Он создал целый ряд произведений в жанре слова — торжест­венного и поучающего обращения. Наиболее извест­ным является его «Слово о Законе и Благодати», впервые произнесённое в 1049 году в честь заверше­ния строительства оборонительных сооружений Кие­ва. В первой части своего произведения Иларион восхваляет идеи христианства. Во второй части — «Похвала князю Владимиру» — он славит Владими­ра, крестителя Руси. Третья часть посвящена Яросла­ву Мудрому, которого Иларион изображает как до­стойного продолжателя дела Владимира. При этом через всё произведение красной нитью проходит идея величия Руси, её особой роли в христианском мире.

 

5. Зодчество и изобразительное искусство.

Издав­на на Руси было развито деревянное зодчество — ис­кусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зод­чество имело свои традиции. Для него была харак­терна многоярусность строений, увенчание их башен­ками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву непременно украшала деревянные строения.

После принятия христианства византийские мас­тера стали строить на Руси каменные храмы. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). На строительство и содер­жание храма он отдал десятую часть княжеских до­ходов — отсюда и его название. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природ­ного камня, богато украшенное резным мрамором.

 

Первые русские храмы, в том числе и Десятинная церковь, были выстроены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. По­строенный же в Киеве при Ярославе Мудром Со­фийский собор сочетал в себе славянские и визан­тийские традиции. Центральный купол окружали размещённые чуть ниже четыре средних купола, за которыми ещё ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в традиционную для русского зодчества многоку­польную пирамиду. Внутреннее убранство Софий­ского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками — картина­ми, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол переливался раз­ноцветной мозаикой — картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Фрески и мозаика отличались яркостью, искусным подбором тонов. На них, помимо церковных сюже­тов, были изображены картины повседневной жизни людей — пляски ряженых, охота на медведя и т.д. Особый интерес представляют фрески с изображе­нием семьи Ярослава Мудрого.

В XI—XII веках были построены большие камен­ные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Нов­городе. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде — единственное сооружение то­го времени, дошедшее до наших дней почти без из­менений. Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в чётком сим­метричном порядке. Мощные стены сложены из из­вестняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. София стала симво­лом Великого Новгорода. После строительства Со­фийского собора новгородская архитектура начина­ет приобретать своё неповторимое лицо — скупость украшений, строгость и величественность форм.

Храм в Древней Руси был средоточием несколь­ких видов искусства. Иконы, фрески и мозаика, тор­жественное богослужение, церковное пение состав­ляли в нём удивительное единство.

 

6. Художественное ремесло.

Русь славилась свои­ми искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками, — копья, мечи, щиты, защитные рубахи из металлических колец — кольчуги.

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров — мастеров по тонкой обработке драгоцен­ных металлов и камней, делавших дорогие украше­ния, золотую и серебряную посуду. Для изготовле­ния украшений — серёжек, браслетов, подвесок, ко­лец, ожерелий — использовалась очень сложная техника. Например, зернь, когда на изделие напаи­вался узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зёрнышек.

Применяли также скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволо­кой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с эмалью: промежут­ки между перегородками заполняли разноцветной эмалью, получалась так называемая перегородчатая эмаль.

Таким образом, Древнерусское государство от­личалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески пе­реработала культурные достижения Византии и других соседей-государств, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Закрепление материала

Интерактивное задание "Кроссворд: Древняя Русь"

Интерактивное задание №1 "Культура Древней Руси"

Интерактивное задание №2 "Культура Древней Руси"

Учебные материалы

Презентация "Культура Древней Руси" 6 класс
Урок Культура Древней Руси 6 класс.ppt.p
Презентация Microsoft Power Point 6.3 MB