Урок 5. Владимир Святославич. Принятие христианства

1. Начало правления князя Владимира.

 

 

После смер­ти Святослава между его сыновьями началась борь­ба за власть. Победу в этой борьбе одержал Влади­мир Святославич (980—1015).

 

Владимир начал княжение с наведения порядка в собственном государстве. Ведь после гибели Свя­тослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи, но и ближние радимичи. В резуль­тате двухлетней войны Владимир возвратил «под руку» Киева вятичей. В 984 году князь разгромил ополчение радимичей. Ещё раньше он покорил По­лоцкое княжество на Западной Двине.

После этого Владимир возглавил поход в Волж­скую Булгарию, которая стала чинить препятствия русской торговле. Одержав победу, Владимир за­ключил с булгарами мир на выгодных для Руси ус­ловиях.

При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей — только что возникшим государ­ством западных славян. В 981 году Владимир завое­вал польские города Червень, Перемышль и др., зна­чительно расширив территорию своего государства.

Русские земли по-прежнему страдали от набегов печенегов. Поэтому на южных границах Руси Вла­димир построил четыре оборонительных рубежа, со­стоявшие из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное нападе­ние печенегов. Сотни русских сёл и городов были избавлены от печенежских набегов.

 

2. Причины принятия христианства на Руси.

Вла­димир понял, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Влади­мир увидел в христианстве.

Ещё в 980 году, едва заняв киевский престол, Вла­димир попытался приспособить язычество к потреб­ностям государства. На высоком холме князь прика­зал поставить деревянных идолов шести богов, над которыми возвышался грозный Перун с серебряной бородой и золотыми усами. Тем самым жителям Ру­си давали понять, что Перун является главным сре­ди богов, так же как киевский князь — среди славян.

Но это нововведение не достигло поставленной цели. Многие племена были недовольны принижен­ным состоянием своих главных божеств и возвыше­нием Перуна, которому поклонялись киевские дру­жинники. Тогда киевский князь обратился к опыту соседних стран. Ведя широкую торговлю, Русь обща­лась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого Бога: с иудеями — хазарами, мусульманами — булгарами, христианами из евро­пейских стран.

Владимир решил принять христианство по визан­тийскому (греческому) образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посяга­ли на восточнославянские территории. К тому же Русь поддерживала тесные торговые связи с Визан­тией. Часть жителей Руси, особенно среди киевлян, исповедовали христианство. Со времён Аскольда и Дира христианами становились некоторые княже­ские дружинники и купцы, посещавшие Византий­скую империю. При Игоре киевские христиане воз­вели для себя храм Святого Ильи. Христианкой бы­ла и бабка Владимира княгиня Ольга.

Но самое главное состояло в том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущест­венная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способство­вала её укреплению. К тому же византийская цер­ковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора.

К принятию христианства Владимира подталки­вало и стремление укрепить международный авто­ритет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров. Рус­ские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах.

 

3. Крещение Руси.

Крещению Руси предшествова­ли следующие события. В 987 году в войсках визан­тийского императора вспыхнул бунт, и тот обратил­ся к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согла­сился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Ан­ну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя — до сих пор ещё ни одна визан­тийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя. Император потребо­вал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствую­щий договор, и русский отряд разгромил мятежни­ков. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму — Херсонес (Корсунъ), получив удобную базу для последующих нападений на импе­рию с моря. Император был вынужден уступить.

В 988 году Владимир принял крещение и женил­ся на византийской принцессе, отдав Корсунь в ка­честве выкупа за невесту. Вернувшись домой в со­провождении византийских священников, он устро­ил массовое крещение жителей Киева. Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих бо­гов во главе с Перуном.

Новая религия стала распространяться но всей Руси, частью мирно, а кое-где, например в Новгоро­де, в результате ожесточённых столкновений языч­ников с княжеской дружиной, принявшей христиан­ство вслед за Владимиром.

По свидетельствам летописей, Владимир после креще­ния очень сильно изменился. Из сурового и жестокого че­ловека он превратился в мягкого и доброго.

По приказу князя бедным людям стали раздавать бес­платную пищу и одежду. До принятия христианства Влади­мир имел несколько жён, но, обвенчавшись с принцессой Анной, стал примерным семьянином.

Владимир начал строительство на Руси церквей. Он пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы, зачастую силой заставляя родителей по­сылать в них сыновей.

 

4. Русская православная церковь.

Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложи­лась чёткая церковная организация. Во главе церк­ви стоял киевский митрополит, присылавшийся из Константинополя.

Русь была разделена на церковные округа во гла­ве с епископами, подчинёнными митрополиту. Духовенство подразделялось на белое и чёрное. К белому относились священники, служившие в го­родских и сельских церквях. Чёрное духовенство жило в монастырях. Монахи отказывались от мир­ских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и мо­литвах.

При Владимире был принят церковный устав. Он предоставлял церкви широкие права. Она имела свой собственный суд. Церковные суды судили за преступления против веры — ереси, языческие мо­ления, а также за все проступки нравственного ха­рактера.

 

5. Значение принятия христианства.

Принятие христианства оказало огромное влияние как на даль­нейшее развитие Русского государства, так и на каж­дого русского человека.

Христианство изменило быт наших далёких пред­ков и их нравы. Церковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некоторые языческие праздники. Но она решительно запретила жертво­приношения, многожёнство, кровную вражду и дру­гие языческие традиции. Духовенство призывало оказывать помощь убогим и нищим.

Вместе с христианством на Русь пришли пись­менность, образование, церковное искусство.

Существенно изменилось и международное поло­жение Древнерусского государства. Оно встало в об­щий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византи­ей. Именно она оказывала в то время на Русь осо­бенно сильное влияние.

 


Князь Владимир объединил восточнославян­ские племена в границах Древней Руси.

 

Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы его населения, способство­вало развитию культуры.

Закрепление материала

Интерактивное задание №1 "Крещение Руси"

Интерактивное задание №2 "Крещение Руси"

Пройти тест "Крещение Руси"

Тест по теме "Владимир Святославич. Принятие христианства"
Тест по теме Владимир Святославич. Приня
Microsoft Word документ 47.0 KB

Учебные материалы

Рабочий лист по теме "Владимир Святославович. Принятие христианства"
Рабочий лист по теме Владимир Святослави
Microsoft Word документ 961.5 KB